10 игр, которые помогут различить звуки [С]-[Ш].

1. Игра-упражнение «Дорожка»
Нарисуйте в рабочей тетради схему: длинная полоса, короткие полосы, точки (как на фото).
Малыш, передвигая по этим линиям игрушку, произносит звук или слог (тянет не гласный, а отрабатываемый звук, а лишь в конце присоединяет гласный)
Ш_____А, Ш__А, ША;
С_____У, С__У, СУ;
Ш_____АС, Ш__ОС, ШОС;
С_____ЫШ, С__ЫШ, СЫШ) соответственно длительно, коротко или отрывисто.



2. Игра-упражнение «Измени слово»
В игре можно использовать картинный материал из пособия Громовой О.Е. «Говорю правильно Ш-Ж».
Разложите картинки на столе лицевой стороной вниз. Попросите малыша назвать слово так, чтобы появился звук [Ш]. Называйте по одному слову, если у малыша получилось правильно изменить слово, переверните соответствующую картинку.
Стих - … (стишок)

Пастух - … (пастушок)
Солнце - … (солнышко)

Соловей - … (соловушка)
Старуха - … (старушка)
Сын - … (сынишка)
Соска - … (пустышка)
Сова - … (совушка)
Скворец - … (скворушка)
Стёпа - … (Степашка)
Стекло - … (стёклышко)
Шерсть - … (шёрстка)


3. Игра-упражнение «Найди и назови»
В игре можно использовать картинный материал из пособия Громовой О.Е. «Говорю правильно Ш-Ж».
Выложите картинки на стол перед малышом, дайте ему время внимательно их рассмотреть.

Пусть малыш найдёт картинку, подходящую к вашему слову:
Маковые – … (сушки)
Пушистая – … (шерсть)
Внимательный – … (машинист)
Шипучее – … (шампанское)
Широкое – … (шоссе)
Увлекательное – … (путешествие)
Забавное - … (происшествие)
Маленький - … (сынишка)
Жёлтое - … (солнышко)
Уставший - … (пастушок)
Молодая - … (кассирша)
Число - … (шерсть)
Пожилая - … (старушка)
Рыжие - … (веснушки)
Парашют - … (парашютист)
Короткий - … (стишок)
Гимнастический - … (шест)
Печатная машинка - … (машинистка)
Не забывайте, малыш не только подбирает картинку, но и обязательно её называет.

4. Игра-упражнение «Закончи предложение одним словом»
Для этого упражнения потребуются картинки, которые Вы подобрали к предыдущей игре.
Малыш подобрать картинку уже не к одному слову, а к целому предложению, то есть закончить предложение подходящим словом, а картинки ему в этом помогут.
Бабушка связала носки из … (шерсти).
В нашем городе построили новое … (шоссе).
У дяди Жени есть маленький … (сынишка).
В булочной продают маковые … (сушки).
У всех насекомых лапок ровно … (шесть).
Поездом управляет … (машинист).
В магазине за кассой нет … (кассирши).
На рисунке у Саши изображено яркое … (солнышко).
За стадом коров внимательно смотрит … (пастушок).
Около подъезда нашего дома всегда сидят … (старушки).
Мы с семьёй отправляемся в увлекательное …(путешествие).
У Маши на носу рыжие … (веснушки).
В руках у гимнаста длинный … (шест).
Саша к празднику выучил короткий … (стишок).

5. Игра-упражнение «Окошки»
Для этого упражнения я взяла иллюстрации из журнала издательства Карапуз «А где окошки?» (серия «Для самых-самых маленьких»), самостоятельно подготовила окошки.

Рассмотрите окошки с малышом, обратите внимание, что есть окошки большие, есть маленькие, что из каждого окошка кто-то смотрит.

Перед каждым новым заданием просите малыша разложить окошки перед собой.
Читайте задание и предлагайте малышу разложить окошки на доме. Не забывайте - в конце задания, малыш обязательно называет жильцов дома.
1 лист: разложи на доме окошки
- только большие окошки
- только маленькие
- одно большое, два меленьких
- кто живёт теперь в доме?



2 лист: разложи на домике окошки
- в маленьких домах – маленькие окошки, а в больших домах – большие
- в одном маленьком доме одно окошко, в домике большом – два окошка
- в самом большом жоме живёт солнышко, в одном маленьком – Степашка
- кто живёт теперь в домиках?

3 лист: разложи на домике окошки
- во всех домиках большие окошки
- во всех домиках маленькие окошки
- в домике с синей крышей – не машинист, а соловушка – в доме с красной крышей
- кто живёт теперь в домиках?


4 лист: разложи на домике окошки
- большое окошко - маленькое, большое окошко – маленькое, большое окошко – маленькое
- одно большое окошко, два маленьких, одно большое окошко
- кто живёт теперь в доме?

5 лист: смотри, теперь я разложу окошки
- скажи, какие окошки в доме
- где живёт Саша?
- кто живёт на первом этаже?
- кто живёт на втором этаже?

6. Игра-упражнение «Что с чем съел Саша».
Подберите картинки для игры. Это должны быть изображения продуктов питания в названии которых есть звуки [C] и [Ш]. Как вариант, можно взять картинный материал из пособия Громовой О.Е. «Говорю правильно С-3-Ц» и «Говорю правильно Ш-Ж». Оформите пары картинок как на фотографии.

Малышу, для того, чтобы узнать, что с чем съел Саша, нужно соединить пазлы. Потом по двум картинкам необходимо составить предложение.
Саша съел капусту с ватрушкой.
Саша съел плюшка с кокосом.
Саша съел кашу с вишней.
Саша съел суп с грушей.
Саша съел фасоль с сушками.
Саша съел мясо с соусом.


7. Игра-упражнение «Что из чего сделано?»
Подготовьте картинки для игры.
Пусть малыш внимательно рассмотрит картинки и назовёт, что из теста сделано (доски, шерсть, мясо, груши и яблоки, пластмасса, пшено и рис). Отвечает пусть малыш полным предложением.
Из теста сделаны сушки и ватрушки.
Из досок сделан шкаф, скамейка и кушетка.
Из шерсти сделан шарф, носок и шапка.
Из мяса сделан шашлык, суп и фарш.
Из груш и яблок сделан сок.
Из пластмассы сделаны каска, фишки и бусы.
Из пшена и риса сделана каша.

8. Игра-упражнение «Вокруг да около»
Подготовьте материал для упражнения.
Посмотрите с малышом на картинки, пусть малыш расскажет, около чего или на чём что находится (лежит, стоит, сидит). Если ему не удаётся придумать длинное предложение, помогайте ему – задавайте наводящие вопросы, когда предложение получится, пусть он попробует повторить его полностью.
Около миски со скалкой сидит мишка.
Штанга, вешалка и совок лежат на паласе.
Около саней стоит клюшка и самокат.
Около мешка лежат сушки, а на мешке написали шесть.
Шампанское стоит около стола, а на столе лежат фисташки.
Шерсть лежит около подушки, а на подушке бусы.
На стуле весит шаль, а около стула стоит матрёшка.
Около ширмы стоит шкаф, а на шкафу кактус.

9. Игра-упражнение «Куда с чем?»
Подготовьте материал для упражнения.
Рассмотрите с малышом картинки:


Карандаши и гуашь – школа
Кошелёк и сумка – магазин
Клюшка и шайба – каток
Лукошко и Луша – лес
Шланг и резиновые сапоги – огород
Малыш и коляска – детский сад
Бутсы и штанга – стадион

Пусть малыш ответит полным предложением на вопрос: «Куда с чем можно пойти?».
С карандашами и гуашью идут в школу.
На каток идут с клюшкой и шайбой.
В лес пойду с Лушей и лукошком.
Со шлангом и резиновыми сапогами пойду в огород.
В детский сад пойду с малышом и коляской.
В бутсах и со штангой пойду на стадион

10. Игра-упражнение «Спроси, что делает Саша»
Для игры можно взять картинный материал из пособия Громовой О.Е. «Говорю правильно Ш-Ж».
Познакомьте малыша с героями, нарисованными на картинке. Расскажите ему, что мальчика и девочку зовут Саша, что они дружат. Сейчас Саша спешит в школу. Попросите малыша спросить у Саши, что она делает?
- Саша, ты спешишь в школу?

Задайте вопрос к каждой картинке.
- Саша, ты смешишь малыша?
- Саша, ты строишь башню?
- Саша, ты мастеришь бусы?
- Саша, ты красишь краской?
- Саша, ты посылаешь письмо?

- Саша, ты несёшь букет Саше?
- Саша, ты пасёшь козу?
- Саша, ты моешься утром?
- Саша, ты купаешься в речке?
- Саша, ты катаешься на велосипеде?
- Саша, ты спускаешься во двор?

Играйте с малышом с удовольствием!


Материал для игр вышлю по электронной почте. МаГаЗиН
 Пишите.

2 Response to "10 игр, которые помогут различить звуки [С]-[Ш]."

  1. Анонимный Says:
    24 декабря 2011 г., 9:20

    очень интересный материал, и картинки подобраны и эстетически оформлены

  2. Елена Says:
    2 февраля 2012 г., 23:09

    Здорово! такой замечательный материал! Вы большая умница!

Отправить комментарий