Играем, звуки С-Ш различаем. Часть 2.

Эта серия игр поможет Вам, родители, закрепить у вашего малыша правильное произношение звуков [С]-[Ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Фонематическое восприятие.
1. Игра-упражнение «Узоры»
Нарисуйте или распечатайте узоры.
Договоритесь с малышом, что будете раскрашивать разные узоры, ушки будут внимательно слушать и подсказывать, какого цвета карандаш нужно брать. Если в слоге или слове малыш услышит звук [С], то раскрашивать элемент в узоре нужно красным карандашом, если звук [Ш] – голубым (цвета могут быть подобраны по вашему желанию).
1 узор: СА-ШУ-СЫ-ШО
2 узор: АША-ВШО-УСЫ-КОШ-ШУМ
3 узор: ШОК-СУД-ШИП-УШИ-СОМ-МУК
4 узор: осока-Пушок-шаль-косуля-лошадка-ушанка-всадник
5 узор: кусок-вешалка-сапоги-шубка-машина-кувшин
6 узор: свет-кукушка-сандалии-пешеход-посуда-посылка-капюшон
Если Вы использовали слоги и слова, приведённые для примера, то возможно проверить правильность выполнения задания малышом – сравнив получившийся узор с образцом.


Дифференциация в слогах.
2. Игра-упражнение «Сушки»
Распечатайте материал для упражнения, основной лист вклейте в тетрадь или подготовьте верёвку и сушки самостоятельно.
Предложите малышу поиграть с необычными сушками. Расскажите ему историю, про то, как в пекарне испекли целую партию необычных сушек, а необычные они потому, что каждая сушка подписана. Соберите вместе с малышом все сушки на одну верёвочку. Надевая сушку на верёвочку, малыш или читает написанные буквы С и Ш (или слоги САШ, ШИС) на сушках или повторяет звуки за взрослым.
3. «Раз – шажок, два – шажок…»
Распечатайте и вклейте в рабочую тетрадь дорожки.
Предложите малышу пошагать по дорожке, где ехал грузовик, вёз шишки и кокосы, не справился с управлением и рассыпал весь груз.
Малыш указательным и средним пальцами «шагает» по нарисованным кокосам и шишкам, проговаривая отрывисто нужный звук (слог) – наступая на кокос – произносит звук [С], на шишку – [Ш].

4. Игра-упражнение «Самолётики»
Распечатайте и вырежьте или нарисуйте стрелочки (самолетики). Они показывают положение языка при произнесении звука – это обговорите с малышом.
Игра начнётся с того, что вы будете проговаривать звуки [С] и [Ш] в любом порядке, а задача малыша выкладывать стрелочки-самолётики. Поменяйтесь ролями.
Игру можно усложнить: пусть малыш выкладывает стрелочки в определенном порядке, потом “читает” звуки или слоги (добавляет к каждому звуку, допустим, А или У).


Дифференциация в словах.
5. Игра-упражнение «Путаницы или старушка-растеряша»
Подготовьте материал для упражнения.
Вместе с малышом выложите и назовите картинки в следующей последовательности: старушка, сушки, подушка, ушки, старушка, подушка, пышки, миска.
Прочитайте стихотворение, а малыш пусть смотрит на картинки, называет их последовательно, добавляет последнее слово в сточке.
Как – то вечером … старушки
Пили чай и грызли …сушки.

Кошка на … подушке
Лапкой моет ...ушки.

Ложится спать, кряхтя,… старушка,
Кладёт под голову … подушку.

Испекла старушка … пышки
И сложила пышки в … миску.

После разыграйте «беспорядок» в доме у старушки – перемешайте все картинке и выложите их в свободной последовательности. Теперь заново читайте стихотворение, а малыш пусть добавляет последнее слово в строчке, называя последовательно выложенные перед ним картинки.

6. Игра-упражнение «Найди и назови»
Распечатайте картинки для упражнения.
Выложите их на стол перед малышом, дайте ему время внимательно их рассмотреть.
Дайте задание: найди картинку, подходящую к моему слову. Для начала называете прилагательные: красный, вкусный, большая, высокая …
Малыш должен найти и обязательно назвать подходящий предмет-существительное к вашему признаку-прилагательному.
Как вариант, когда малыш немного запомнит словосочетания, попробовать называть не признак, а сам предмет: башня, шоколад, снег, шар, кушетка…

Если малыш усвоил словосочетания, хорошо их запомнил, можно отобрать подходящих пять или чуть больше картинок и поиграть в игру «Что пропало?» или «Чего нет?».
Выложите картинки в ряд, пусть малыш закроет глаза, незаметно переверните одну или две картинки, пусть он попробует отгадать и назвать их (пропал сладкий шоколад или нет сладкого шоколада).



Дифференциация в предложении.
7.Игра-упражнение «Пропажа»
Распечатайте картинки для упражнения.
Внимательно рассмотрите и назовите их вместе с малышом.
Разыграйте ситуацию: убирая со стола по одной картинке, вместе с малышом произносите слова:
Однажды из дома пропали:
стол с ножками
старушка с сушками
машина с колесами
собака с ушками
кошка с хвостом
парашютист с парашютом
штангист со штангой
самолет с шасси.

Милиционер пришёл, вещи все нашёл:
Стол с ножками….
Вы заново выкладывайте картинки на стол, а малыш пусть продолжает их называть.

Словосочетания дополнительно:
кувшин со сметаной
мешок с соломой
миска с кашей
кадушка с тестом
сундук с шалью
шкатулка с бусами
поднос с шишками
сумка с грушами

8. Игра-упражнение «Что (кого) куда положили?»
Распечатайте материал для упражнения, вклейте картинки в тетрадь.
Внимательно попросите малыша рассмотреть картинки и рассказать, что куда положили.
Кашу в каску.
Мышек в миску.
Мишку в миску.
Крысу на крышу.
Сушки в миску.
Миску на крышу.
Шерсть в миску.
Фисташки в каску.

Попросите малыша ответить на вопрос «Куда что (кого) положили?», в первом случае акцентируйте внимание на слово ЧТО, а во втором – КУДА.
В каску кашу.
В миску мышек.
Мишку в миску.
На крышу крысу.
В миску сушки.
На крышу миску.
В миску шерсть.
В каску фисташки.

9. Игра-упражнение «За ширмой?»
Подготовьте материал для упражнения.
Рассмотрите с малышом картинку с ширмой, объясните ему что это и для чего она нужна, где её можно увидеть (в кабинете у врача).
Расскажите малышу, что вы сейчас будете прятать за ширмой разные вещи, а его задача озвучить, что стоит за ширмой.
За ширмой стоит стол и стул.
За ширмой стоит клюшка и самокат.
За ширмой стоит сундук и кактус.
За ширмой стоит шкаф и пылесос.
За ширмой сушки и фисташки.
За ширмой колесо и насос.
За ширмой посуда и кадушка.
За ширмой гусли и гармошка.

10. Игра-упражнение «Хозяйка однажды с базара пришла …»
Подготовьте материал для упражнения.
Покажите малышу, что хозяюшка принесла из магазина в сумке. Посчитайте, сколько каких предметов. Придумайте с малышом предложения по образцу.
В сумке семь катушек
В сумку шесть шишек
В сумке семь карандашей
В сумке шесть масок
В сумке семь свистков
В сумке шесть сосок
В сумке семь паст
В сумке шесть клюшек
В сумке семь подушек
В сумке шесть груш
В сумке семь пешек


Играйте с малышом с удовольствием!


Материал для игр вышлю по электронной почте. МаГаЗиН
 Пишите.

4 Response to "Играем, звуки С-Ш различаем. Часть 2."

  1. Анонимный Says:
    23 марта 2012 г., 21:46

    Спасибо! Очень интересные игры!!!

  2. Анонимный Says:
    11 сентября 2013 г., 11:13

    Отличный материал!Спасибо.

  3. Анонимный Says:
    29 ноября 2013 г., 13:26

    Спасибо огромное за идеи!!!!

  4. Анонимный Says:
    14 апреля 2014 г., 13:14

    Класс! Спасибо!

Отправить комментарий